Путь художника

Библейские сюжеты Хэ Ци

Библейские сюжеты всегда привлекали художников. Наиболее известны иллюстрации Гюстава Доре, которыми до сих пор украшаются многочисленные издания Библии. И мы, воспитанные на картинах западных мастеров, с трудом воспринимаем другое художественное исполнение библейских сюжетов. Но совсем недавно открыла для себя целый пласт иной культурной традиции, которая пытается осмыслить христианство в иных художественных образах. Это художники Восточно-Азиатского региона: Японии, Китая, Индонезии, Тайланда, Гонконга…
    Они объединились в Азиатскую Ассоциацию христианского искусства, организуя выставки художников, поражающих свежестью, уникальностью и новизной прочтения Библейских сюжетов. Знакомство с этим направлением христианского искусства не только дает пищу глазу, но и показывает иное прочтение Евангелия.
    Начну с китайского художника Хэ Ци (He Qi). Как художник он начал свой пусть во времена Китайской культурной революции. Тогда его, как и многих молодых людей, отправили в деревню для работы в полях. Но, чтобы освободиться от монотонной и тяжелой работы на улице, он начал писать портреты Мао Цзэдуна.
    Однажды ему на глаза попалась репродукция картины Рафаэля «Мадонна». Картина не обратила его в христианство, но поразила воображение. Глаза Девы Марии долго не давали ему покоя, пока он не стал делать копии с картины. Так началось его знакомство с эпохой Возрождения и открылся путь в христианство.
    Хэ Ци принимает христианство и уезжает за границу учиться. Там он знакомится с западным искусством и пытается найти свой стиль. В Германии он пишет докторскую диссертацию и по ее завершении становится преподавателем духовной семинарии города Нанкин (недалеко от Шанхая) и профессором философского факультета университета города.
    Писать картины на библейско-евангельские темы художник начал в 1883 году и вот уже более тридцати лет занимается этим. Его искусство – это синтез традиционных китайских способов изображения: элементов народных обычаев, прикладного китайского искусства -резки бумаги, ткачества, народных костюмов - и западного искусства средневековья и современности.
    Хэ Ци создал свой неповторимый художественный стиль живописи «цвет-на-бумаге» (artistic style of color-on-paper painting), напоминающий и витражную технику средневековья, и искусство художников-примитивистов (Анри Руссо), и кубистов (Пабло Пикассо), и экспрессионистов (Жоржа Руо), и постимпрессионистов Ван Гога и Поля Гогена одновременно. Как он сумел все это совместить – уму непостижимо!
    В его картинах присутствуют традиционная китайская живопись, буддизм, национальный фольклор и разные стили западных мастеров живописи. Художник является и евангелистом-теологом одновременно.
    Так, например, художник часто использует традиционный для китайской живописи черный цвет, обрамляющий картины-витражи, но в сочетании с яркими цветами и волнистыми линиями внутри сюжета создается неожиданный эффект яркого Света во тьме, Солнца и Радуги на черном фоне.
    Этот взгляд на христианство кажется странным, потому что показывает нам явление Иисуса в мир как проявление Божьей любви к Своему творению, отрицающий тот путь христианизации запада, который был связан с войнами и кровью. Светоносный образ Иисуса Христа художник-философ подчеркивает буйством красок и богатством композиций. Это мир после бури, которую укротил Спаситель.
    Художник говорит, что Иисус Христос - посланник мира, радости и Света, проникающего и озаряющего все концы. Это подчеркивается частым использованием символа мира - голубя с оливковой ветвью, которая, как в картине «Усмирение моря Иисусом», становится короной над головой Господа. «Мы должны услышать мирный голос с ангелом на небесах», - таков призыв художника.
    Своим художественным языком Хэ Ци пытается изменить "иностранный образ" христианства в Китае, понимая всю сложность восприятия и распространения христианского учения в стране с совсем иными религиозными традициями.
    "В Китае есть два способа стать христианином: один - через влияние семьи и происхождение; другой - собственный выбор и путь по нему «шаг за шагом». Я выбрал второй способ", - говорит художник.
    В своем послании миру Хэ Ци универсален, его язык понятен в любой точке мира, будь то запад или восток. И хотя художник уже давно является гражданином мира, он любит Китай и не собирается никуда уезжать: «Я люблю свою родину, потому что моя жизнь, моя радость, мои страдания тесно связаны с ней".
    Он только хочет, чтобы люди в его стране были более терпимы и милостивы друг к другу, несли больше света и добра, были более счастливы. Его искусство и китайское, и христианское одновременно. «Произведение не имеет национальной границы, но художник всегда имеет свое гражданство", - говорит Хэ Ци.
    Сегодня в Китае образ Христа прямо ассоциируется с работами Хэ Ци и выставки работ художника, проходящие в крупных городах Америки, Европы, странах Тихоокеанского региона - своеобразная миссия и способ распространения христианства культурными средствами.
    Художник хочет сломать границы непонимания между людьми и между разными мирами, между востоком и западом, сделать их прозрачными. В этом стремлении он является посланником, пилигримом и странником, соединяющим разные миры и неся добрую весть.
    Хэ Ци получил премию XX-го века от Международного биографического центра Кембриджа за достижения в области религиозной теории искусства и христианские художественные творения. Его работы украшают обложки многочисленных журналов, книг и календарей.


Бегство в Египет

Благовещение




Изгнание из рая

Моисей

Да будет тишина

Ангелы

Одежда Иосифа

Утро Воскресения

Горящий куст

Сошествие Святого Духа

Благовещение

Ноев ковчег

Крещение Иисуса Христа

Песни песней

Воскресение

Моисей


Воскресший Христос

Тайная вечеря

Воскресение

Въезд в Иерусалим



Тина Гай Источник - http://sotvori-sebia-sam.ru/